Традционная лодка-"кижанка". Фото начала XX в.
Многие путешественники и исследователи Русского Севера отмечали хорошие мореходные качества, а также конструктивное сходство сойм (Сойма — вид лодок, используемых рыбаками на Ильмене и Ладожском озёрах) и кижанок и предполагали, что они принадлежат к отдаленной древности. Можно добавить, что хорошие мореходные качества являются свидетельством многовековых традиций, опыта, навыка и мастерства народных судостроителей.
Кижанка — тип лодки, широко использовавшейся на крупных озёрах Карелии вплоть до конца XX века.
В деревнях, расположенных в Заонежье и на островах Кижских шхер в северо-восточной части Онежского озера, издавна изготавливались лодки, названные по месту изготовления «кижанками».
Лодки строились длиной от 6 до 9 метров, с одной или двумя мачтами. Высота мачты до 3,5 м. Парус шпринтовый, трапециевидной формы, высотой до 3 м. Лодка оснащалась, как правило, тремя парами вёсел. Двумя передними парами гребли, а задними подгребали, направляя лодку по курсу. Крепились весла в уключинах к упорам верёвочными петлями. При движении под парусом на большие расстояния навешивался руль. Грузоподъёмность лодки, в зависимости от габаритов, от 300 до 900 кг.
Лодки-«кижанки» на общественной пристани Петрозаводска (1915 год)
Лодка-кижанка — экспонат выставки музея «Кижи»
Journal information